Без вести пропавший
-
Автор темы
- #1
Дмитрий Смит, президент Федерации компьютерного спорта, в интервью порталу Mail.Ru рассказал о текущем статусе киберспорта в России и перспективах его развития.
Редакция портала Киберспорт@Mail.Ru взяла большое интервью у главы ФКС России - Дмитрия Смита. Президент Федерации компьютерного спорта, при поддержке которой совсем недавно прошел Кубок России 2017 с общим призовым фондом 7 миллионов рублей, рассказал российскому изданию о положении киберспорта в России, подготовке кадров и о том, как стать мастером спорта или судьей по компьютерному спорту.
О рабочем дне президента ФКС России
Это зависит от того, какой именно день. Есть дни в поездках, есть дни в офисе — или дни на площадке турниров. Если мы про день на площадке, то мне нужно контролировать то, как проходят соревнования, решать форс-мажорные ситуации. А также общаться с VIP-гостями — со спортивными чиновниками и прессой, выполнять официальные и представительские функции, например, проводить церемонию открытия. Ну и, естественно, я уделяю время нашим представителям из других регионов.
Дмитрий Смит, на LAN-финале Кубка России 2017
Об одобрении киберспорта на государственном уровне
Здесь нужно понимать, что Федерация компьютерного спорта России еще только подала заявление на аккредитацию на федеральном уровне. То что произошло в прошлом году вызвало в сообществе реакцию наподобие "нас признали, ура, мы спорт!". Но нет. Нас признали спортом и включили в первый раздел реестра, а дальше, вплоть, до апреля этого года, мы добивались, чтобы нас включили во второй раздел реестра, где находятся виды спорта, развиваемые на общероссийском уровне. Причем сразу по нескольким дисциплинам. Проходила комиссия, половина дисциплин получила одобрение, другая — нет.
Не одобрили шутеры и файтинги, потому что они показались слишком агрессивными. Конкретно Counter-Strike еще не признан, MOBA же были признаны достаточно "мультяшными" и не вызывающими ассоциацию с жестокостью. Все файтинги и шутеры пока не являются дисциплинами компьютерного спорта. Мы работаем над этой темой, проводим круглые столы, исследования. По их результатам будет сформировано обращение, подборка документов. И мы снова придем на комиссию с просьбой включить новые дисциплины в существующий вид спорта.
О развитии киберспорта в России
Передвижение во второй раздел реестра видов спорта повлияло на то, что мы теперь смогли подать документы на аккредитацию ФКС России на федеральном уровне. Более того, многие наши региональные отделения тоже получили аккредитацию и являются полноправными спортивными федерациями в своих регионах, могут формировать календарный план соревнований и обращаться за содействием к государству. Но, честно скажу, мы не рассчитываем что нам сейчас кто-то будет помогать, особенно финансово. Мы уже научились зарабатывать деньги сами. Помощь государства лишней не будет, но мы научились обходиться без нее за все 17 лет существования нашей федерации.
Инфографика зонального этапа Всероссийской киберспортивной студенческой лиги
То же самое и со спортсменами. Сейчас у нас есть внутренний рейтинг, а в будущем появятся четкие нормативы по спортивным разрядам и званиям.
О спортивных разрядах в киберспорте
Для того чтобы человек стал мастером спорта, ему нужно выиграть определенные соревнования. Более того, традиционная схема такова, что чтобы получить первый разряд, надо выиграть соревнования не ниже городского уровня и чтобы на нем принимало участие не менее пяти человек со вторым разрядом.
Таким образом, мы приходим к тому, что "через недельку" у нас не появятся мастера спорта. Они не появятся даже через полгода, потому что сперва должен был заложен фундамент. Сперва будут нижние разряды, а потом появятся верхние. Возможно, будут определенные исключения. Если спортсмены победят на чемпионате мира, который проводит международная федерация компьютерного спорта, звания могут выдаться экстерном. Но это пока что наша внутренняя история, и нам нужно согласовать это с министерством. Одобрит ли оно это, захочет ли внести какие-то корректировки или изменения, мы пока не знаем. Это будет обсуждаться.
О признании игры кибеспротивной дисциплиной
Внутри ФКС мы признаем всё. И шутеры, и файтинги, и MOBA. Точно так же, как мы признаем и другие спортивные симуляторы. Надо понимать, что компьютерные игры — это не компьютерный спорт. Всего порядка 20 игр входят в список спортивных дисциплин в России, а все остальные относятся к категории "другие". И некоторые игры, как мы думаем, нуждаются в ограничении на территории России.
Мы против браузерных игрушек, которые затягивают людей и ломают рабочий процесс. И в целом мы не одобряем игры жанра MMO, которые симулируют реальный мир и затягивают.
Все наши игры — бессюжетные, с короткими игровыми сессиями и не вызывают зависимость. Нужно понимать, что не каждый игрок в Dota 2 является спортсменом. Есть большая разница между тем, что ты выходишь поиграть в футбол во дворе и тем, что ты ходишь в спортивную секцию. Потому что спорт — это в первую очередь система тренировок.
Наши лабораторные исследования показали, что люди, которые занимаются этим как спортом, проводят в два раза меньше времени за компьютером, чем человек, который играет просто для удовольствия. Потому что у человека, который занимается тренировками, есть теоретическая часть, в которой он изучает игру, и есть практическая, когда он тренируется и соревнуется. После окончания тренировки этим ребятам уже неинтересно идти играть в паблик, потому что там совершенно другой уровень. Они тратят свободное время на другие вещи. Если вы посмотрите на профессиональные команды, которые здесь присутствуют, они занимаются фитнесом. У большинства есть персональные тренеры. Они поддерживают свою физическую форму. Они знают, что такое зарядка для глаз, они знают, как правильно оборудовать свое рабочее место, какой поставить монитор. И всё это является частью их работы.
Не нужно забывать, что ключевым моментом спорта является системный подход. Если человек хочет заниматься чем-то, то он должен это делать системно. И будет намного эффективней, если он сможет делать это под чьим-то присмотром. Я говорю про тренеров, спортивных психологов и так далее.
О подготовке кадров для киберспорта
После того, как мы получим аккредитацию, мы сможем предложить ряду ВУЗов программы по подготовке таких кадров как тренер или спортивный психолог. В принципе, подобный эксперимент мы уже проводили. Мы создавали кафедру, в рамках которой готовили методистов. Этот эксперимент показал себя очень хорошо. Он показал, что есть спрос.
Тренеры, спортивные психологи, судьи и те же самые менеджеры по организации соревнований — всё это будет готовиться. Сейчас мы вместе с Высшей школой экономики (НИУ ВШЭ) разрабатываем годовой курс, который будет обучать менеджеров в компьютерном спорте. И подобные программы мы сейчас прорабатываем во многих регионах. Обучение будет платным, но, когда образовательное направление начнет развиваться, у студентов будет возможность получить бюджетное место.
Зрители на Кубке России 2017, потенциальные студенты киберспортивных специальностей
Мы планируем создавать школьные клубы, обучать детей и подростков. Всё в соответствии с законами, ограничениями в жанрах и прочем. Мы будем готовить спортсменов. Ведь мы заинтересованы в том, чтобы наши спортсмены выигрывали медали на международных соревнованиях.
О роли крупных спортивных клубов в киберспорте
Я позитивно отношусь к тому, что многие спортивные клубы сейчас приходят в киберспорт. Просто им нужно понимать, чего именно они хотят. Когда я разговаривал с некоторыми футбольными клубами, я спрашивал: "Ребята, зачем вы берете себе киберспортсменов?". Они говорят мне: "Знаете, у вас такое количество болельщиков, мы вот решили, что если мы их возьмем, то эти болельщики придут к нам на стадион и будут смотреть реальный футбол!". Я говорю им: "Это не так, это ошибка". Всё зависит от цели.
Другое дело, если клубы хотят привлечь аудиторию, которая следит за киберспортом в онлайне и покупает тот же мерч. Это правильно и с их точки зрения, и с нашей. У нас из-за этого сильно расширяется информационное пространство, вовлекается новая аудитория.
Ни для кого не секрет, что инертность человеческого мышления очень велика. Многие люди все еще не согласны с тем, что наш вид спорта имеет право на жизнь И тот факт, что сюда включаются традиционные спортивные клубы (те же самые футбольные) — это определенный сдвиг в сознании масс. Они начинают смотреть на это по-другому. Ведь у каждого человека голова устроена по-разному. Для кого-то призовой фонд The International служит флажком к мысли "Да, раз там такие деньги, значит, это спорт", а у других мысль "Вот Спартак создал киберспортивную команду, значит, это спорт".
Мы заходим с разных сторон, чтобы донести до людей мысль, что компьютерный спорт существует. Нравится им это или нет. И наша задача сделать так, чтобы это было спортом, чтобы сохранялись традиции и так далее. Господин Гусев, например, сказал в эфире, что преимущество нашего спорта в том, что здесь судья не может засудить игрока или команду. В футболе это вызывает огромное количество скандалов, огромный разброс решений, которые происходят из-за судейского произвола. В нашем же случае судья значительно реже вмешивается в процесс и имеет меньше полномочий, так как правила и ограничения изначально прописаны в самих играх. И это значительный плюс нашего спорта — он более честный.