Dota 2: Взгляд со стороны спонсора

Забаненный
Забаненный
Статус
Оффлайн
Регистрация
23 Июн 2014
Сообщения
2,906
Реакции
699
Обратите внимание, пользователь заблокирован на форуме. Не рекомендуется проводить сделки.
Несколько дней назад пользователь сайта reddit.com под ником GibsonAlex опубликовал очень интересную точку зрения, с которой профессиональная Dota 2 ещё не освещалась - от лица спонсора. Каково же это - вкладывать деньги в Dota 2?

1022050.jpg

Примечание: Нижеизложенные мысли - это моё личное мнение. Я - большой фанат Dota 2, и мне довелось работать в сфере маркетинга, где собраны все организации и спонсоры со всего мира. Сам я напрямую никогда не работал с Dota 2 или любым другим киберспортивным направлением, и у меня нет практических знаний о том, как на самом деле работает этот механизм (в любом случае, я всегда открыт для новых знаний!). Текст, который вы собираетесь прочитать - исключительно моё личное понимание того, что происходит, поэтому будьте снисходительны.

Для начала давайте определим вещи, ради которых человек или организация захочет вкладывать в продукт деньги. Существует два пути: чтобы вложения обернулись ещё большей выгодой сразу (купить мясо, чтобы перепродать его по более высокой цене) или спустя какое-то время (набирая аудиторию и получая выгоду соответственно росту публики)

Сейчас у Dota 2 есть такая особенность, которая сможет убить для спонсоров сразу двух зайцев: перспективный рост. Мы наблюдаем постоянный прирост игроков и большую лояльную фан-базу. Я не могу полностью описать это от лица инвестора, так как не знаю принципа работы ни одной из организаций в Dota 2 и её денежные обороты, но с точки зрения маркетолога Dota 2 выглядит как большой сочный пирог. Сотни и тысячи просмотров в день, небольшая конкуренция (как и, например, Hearthstone и дополнение Goblins and Gnomes!) и всё это за меньшие деньги, чем на более крупных рынках. Эта сфера - мечта для предпринимателя. Однако здесь есть загвоздка.

Куда мне нужно вкладывать деньги? Количество зрителей сейчас - самый решающий фактор, поэтому я хочу быть уверен, что мой продукт потребляет максимальное количество народу. Полагаю, что большинство организаций работает на годовом бюджете, поэтому будем отталкиваться от этого. Где мне привлекать аудиторию на следующий год?

Я вижу это так: я могу стать спонсором команды, турнира или игрока, но нынешнее положение вещей таково, что вкладывать большие деньги всё ещё очень рискованно для организаций. Большие компании в таких случаях обычно заключают контракты на несколько месяцев. По прошествии месяца-двух становится ясно, является ли сотрудничество выгодным, команды собирают новые составы, турниры рассылают приглашения различным коллективам, а игроки определяются со своим будущим, уходят ли они в другие команды или в инактив. Именно тогда и выгодно заключать длительные контракты, чтобы крупные вложения инвесторов не исчезли за один миг вместе с их репутацией. Если за эти два месяца мои деньги не оправдали себя, то что ждать весь остальной год? Деньги любят стабильность, и до тех пор, пока сцена не будет стабильна, большие спонсоры не будут вкладывать в неё свои деньги (за исключением компаний по производству компьютерного железа, которые вкладывают почти весь свой бюджет в киберспорт или компаний, охватывающих различные сферы деятельности, вроде Red Bull). Если сцену не будут поддерживать крупные инвесторы, то игроки не смогут выступать стабильно, команды не получают с этого ничего, а продажи билетов на турнир упадут до минимума.

Всем для развития нужны деньги, но для денег нужна стабильность. За последние несколько недель я прочитал немало блогов, из которых понял, что даже если появляются деньги, то за ними не всегда следует стабильность. Что изменится, если я вложу в сцену $1,000,000? Игрок или команда будут иметь постоянное финансирование в течение года. Будут ли они успешными всё это время? А как это поможет другим игрокам и командам? У одного из турниров будет внушительный призовой фонд и грамотная реклама, но если мой турнир один из 3019875021048 турниров, то как я могу быть уверен, что люди будут смотреть именно мой? Вложение в организацию безопасней. Команда может пропустить несколько турниров, чтобы не приедаться зрителю, чтобы отдохнуть и хорошо потренироваться, но что если в составе произойдут замены? Как это поможет другим командам и сцене в целом?
ru.png
Sneg из
ru.png
VP упоминал о том, что у киберспортивных организаций есть ряд проблем, из-за которых возникают сомнения, стоит ли вкладывать деньги в это. Разумеется, если сразу 10 крупных брендов вложатся в проекты, это изменит ситуацию, но этого не произойдёт, даже если цель чётко ясна. Эта цель состоит в том, чтобы расширить сцену не только в рамках одной команды или организации.

Вот так всё и происходит. Несмотря на потенциал, вкладывать деньги в киберспорт - дело опасное. Для игроков это означает, что их единственным источником дохода становятся призовые с турниров, что уже стало предметом больших споров между игроками и зрителями (перенасыщенность публики конкретной личностью, плохое комментирование + перенасыщенность, нехватка финансирования, плохие настроения из-за стресса и поражений). Я уже написал очень много, но до сих пор не дошёл до самого важного вопроса. Какой бы вы хотели видеть профессиональную Dota 2 сцену?

Игроки: Вы хотите быть хозяевами собственной судьбы в ущерб стабильности своих результатов? Неужели
eu.png
Team Secret - единственная топ-команда со стабильными результатами, и лишь они достойны доверия со стороны инвесторов? Я не думаю, что клубы в таком состоянии, в котором они есть сейчас, удовлетворяют всем потребностям игроков, а напротив - один из главных препятствий на пути к финансированию со стороны крупных компаний. Так ли сильно игроки хотят заключить контракт (с крупной зарплатой) на длительное время? Будут ли те 5% топовых игроков направлять свои выигрыши на улучшение профессиональной сцены в целом? Неравномерное распределение дохода - одна из главных проблем Т2 команд, и их развитие напрямую зависит от долгосрочного сотрудничества со спонсорами. Если это не то, что хотят игроки, то вопрос закрыт.

Зрители: Что вы хотите смотреть? Вы хотите быть фанатом одного игрока или фанатом целой команды? Хотите ли вы ежедневно следить за новостями сцены, или вам интересней возвращаться к командам и турнирам после перерыва? Вам нравится смотреть лан-финалы на большой оборудованной сцене или слушать, как игры комментируют из спален? Просмотры - основная движущая сила этой индустрии, вкупе с, как бы банально это не звучало, вашими кошельками. Если вам понравился сет какого-то ужасного по организации турнира, не покупайте билет. Если вам не нравится комментатор, не смотрите его стримы. Вы можете выразить своё мнение в Интернете, но если бы я хотел спонсировать команду или организацию, я бы стал полагаться не на мнения, а на просмотры.

Как вы можете видеть, правильного ответа на наш вопрос нет. Профессиональная Dota 2 сцена станет тем, чем её хотят сделать игроки и зрители. Хорошо это или плохо - скоро увидим.

Я провёл много времени, играя и наблюдая за играми Dota 2, и я не хочу останавливаться. Я считаю, что у Dota 2 есть все шансы стать самой крупной киберспортивной дисциплиной, выйти на такой уровень, которого ещё никто не достигал. Я хочу, чтобы каждый получил то, что он заслуживает, будь то игрок или зритель, а достичь этого можно только путём стабилизирования сцены. Спасибо за внимание.

Примечание: Я не стал упоминать Valve и их влияние на сцену, потому что судя по их поведению, они хотят, чтобы профессиональная Dota 2 развивалась самостоятельно. Несмотря на это я думаю, что при желании они могут сделать всё, но от нас зависит, как мы научимся работать сообща в той системе, которую они для нас создали (какой бы непостоянной она ни была). Также я оставил в стороне студию Riot, так как как инвестору мне будет выгодней сотрудничать с организацией или командой, чем с одной большой компанией. LoL в целом не упомянут потому, как я 100% фанат Dota 2.
 
Назад
Сверху Снизу