Dota 2: Взгляд со стороны спонсора

Забаненный
Статус
Оффлайн
Регистрация
23 Июн 2014
Сообщения
2,790
Реакции[?]
700
Поинты[?]
0
Обратите внимание, пользователь заблокирован на форуме. Не рекомендуется проводить сделки.
Несколько дней назад пользователь сайта reddit.com под ником GibsonAlex опубликовал очень интересную точку зрения, с которой профессиональная Dota 2 ещё не освещалась - от лица спонсора. Каково же это - вкладывать деньги в Dota 2?


Примечание: Нижеизложенные мысли - это моё личное мнение. Я - большой фанат Dota 2, и мне довелось работать в сфере маркетинга, где собраны все организации и спонсоры со всего мира. Сам я напрямую никогда не работал с Dota 2 или любым другим киберспортивным направлением, и у меня нет практических знаний о том, как на самом деле работает этот механизм (в любом случае, я всегда открыт для новых знаний!). Текст, который вы собираетесь прочитать - исключительно моё личное понимание того, что происходит, поэтому будьте снисходительны.

Для начала давайте определим вещи, ради которых человек или организация захочет вкладывать в продукт деньги. Существует два пути: чтобы вложения обернулись ещё большей выгодой сразу (купить мясо, чтобы перепродать его по более высокой цене) или спустя какое-то время (набирая аудиторию и получая выгоду соответственно росту публики)

Сейчас у Dota 2 есть такая особенность, которая сможет убить для спонсоров сразу двух зайцев: перспективный рост. Мы наблюдаем постоянный прирост игроков и большую лояльную фан-базу. Я не могу полностью описать это от лица инвестора, так как не знаю принципа работы ни одной из организаций в Dota 2 и её денежные обороты, но с точки зрения маркетолога Dota 2 выглядит как большой сочный пирог. Сотни и тысячи просмотров в день, небольшая конкуренция (как и, например, Hearthstone и дополнение Goblins and Gnomes!) и всё это за меньшие деньги, чем на более крупных рынках. Эта сфера - мечта для предпринимателя. Однако здесь есть загвоздка.

Куда мне нужно вкладывать деньги? Количество зрителей сейчас - самый решающий фактор, поэтому я хочу быть уверен, что мой продукт потребляет максимальное количество народу. Полагаю, что большинство организаций работает на годовом бюджете, поэтому будем отталкиваться от этого. Где мне привлекать аудиторию на следующий год?

Я вижу это так: я могу стать спонсором команды, турнира или игрока, но нынешнее положение вещей таково, что вкладывать большие деньги всё ещё очень рискованно для организаций. Большие компании в таких случаях обычно заключают контракты на несколько месяцев. По прошествии месяца-двух становится ясно, является ли сотрудничество выгодным, команды собирают новые составы, турниры рассылают приглашения различным коллективам, а игроки определяются со своим будущим, уходят ли они в другие команды или в инактив. Именно тогда и выгодно заключать длительные контракты, чтобы крупные вложения инвесторов не исчезли за один миг вместе с их репутацией. Если за эти два месяца мои деньги не оправдали себя, то что ждать весь остальной год? Деньги любят стабильность, и до тех пор, пока сцена не будет стабильна, большие спонсоры не будут вкладывать в неё свои деньги (за исключением компаний по производству компьютерного железа, которые вкладывают почти весь свой бюджет в киберспорт или компаний, охватывающих различные сферы деятельности, вроде Red Bull). Если сцену не будут поддерживать крупные инвесторы, то игроки не смогут выступать стабильно, команды не получают с этого ничего, а продажи билетов на турнир упадут до минимума.

Всем для развития нужны деньги, но для денег нужна стабильность. За последние несколько недель я прочитал немало блогов, из которых понял, что даже если появляются деньги, то за ними не всегда следует стабильность. Что изменится, если я вложу в сцену $1,000,000? Игрок или команда будут иметь постоянное финансирование в течение года. Будут ли они успешными всё это время? А как это поможет другим игрокам и командам? У одного из турниров будет внушительный призовой фонд и грамотная реклама, но если мой турнир один из 3019875021048 турниров, то как я могу быть уверен, что люди будут смотреть именно мой? Вложение в организацию безопасней. Команда может пропустить несколько турниров, чтобы не приедаться зрителю, чтобы отдохнуть и хорошо потренироваться, но что если в составе произойдут замены? Как это поможет другим командам и сцене в целом?
Sneg из
VP упоминал о том, что у киберспортивных организаций есть ряд проблем, из-за которых возникают сомнения, стоит ли вкладывать деньги в это. Разумеется, если сразу 10 крупных брендов вложатся в проекты, это изменит ситуацию, но этого не произойдёт, даже если цель чётко ясна. Эта цель состоит в том, чтобы расширить сцену не только в рамках одной команды или организации.

Вот так всё и происходит. Несмотря на потенциал, вкладывать деньги в киберспорт - дело опасное. Для игроков это означает, что их единственным источником дохода становятся призовые с турниров, что уже стало предметом больших споров между игроками и зрителями (перенасыщенность публики конкретной личностью, плохое комментирование + перенасыщенность, нехватка финансирования, плохие настроения из-за стресса и поражений). Я уже написал очень много, но до сих пор не дошёл до самого важного вопроса. Какой бы вы хотели видеть профессиональную Dota 2 сцену?

Игроки: Вы хотите быть хозяевами собственной судьбы в ущерб стабильности своих результатов? Неужели
Team Secret - единственная топ-команда со стабильными результатами, и лишь они достойны доверия со стороны инвесторов? Я не думаю, что клубы в таком состоянии, в котором они есть сейчас, удовлетворяют всем потребностям игроков, а напротив - один из главных препятствий на пути к финансированию со стороны крупных компаний. Так ли сильно игроки хотят заключить контракт (с крупной зарплатой) на длительное время? Будут ли те 5% топовых игроков направлять свои выигрыши на улучшение профессиональной сцены в целом? Неравномерное распределение дохода - одна из главных проблем Т2 команд, и их развитие напрямую зависит от долгосрочного сотрудничества со спонсорами. Если это не то, что хотят игроки, то вопрос закрыт.

Зрители: Что вы хотите смотреть? Вы хотите быть фанатом одного игрока или фанатом целой команды? Хотите ли вы ежедневно следить за новостями сцены, или вам интересней возвращаться к командам и турнирам после перерыва? Вам нравится смотреть лан-финалы на большой оборудованной сцене или слушать, как игры комментируют из спален? Просмотры - основная движущая сила этой индустрии, вкупе с, как бы банально это не звучало, вашими кошельками. Если вам понравился сет какого-то ужасного по организации турнира, не покупайте билет. Если вам не нравится комментатор, не смотрите его стримы. Вы можете выразить своё мнение в Интернете, но если бы я хотел спонсировать команду или организацию, я бы стал полагаться не на мнения, а на просмотры.

Как вы можете видеть, правильного ответа на наш вопрос нет. Профессиональная Dota 2 сцена станет тем, чем её хотят сделать игроки и зрители. Хорошо это или плохо - скоро увидим.

Я провёл много времени, играя и наблюдая за играми Dota 2, и я не хочу останавливаться. Я считаю, что у Dota 2 есть все шансы стать самой крупной киберспортивной дисциплиной, выйти на такой уровень, которого ещё никто не достигал. Я хочу, чтобы каждый получил то, что он заслуживает, будь то игрок или зритель, а достичь этого можно только путём стабилизирования сцены. Спасибо за внимание.

Примечание: Я не стал упоминать Valve и их влияние на сцену, потому что судя по их поведению, они хотят, чтобы профессиональная Dota 2 развивалась самостоятельно. Несмотря на это я думаю, что при желании они могут сделать всё, но от нас зависит, как мы научимся работать сообща в той системе, которую они для нас создали (какой бы непостоянной она ни была). Также я оставил в стороне студию Riot, так как как инвестору мне будет выгодней сотрудничать с организацией или командой, чем с одной большой компанией. LoL в целом не упомянут потому, как я 100% фанат Dota 2.
 
Сверху Снизу